» » » Государственные символы БНР – как они возникли?

Государственные символы БНР – как они возникли?

Почему национальным флагом БНР стал именно бело-красно-белый флаг? Сколько лет гербу «Погоня» на самом деле? Зачем утверждать гимн, если де-факто страна уже не существует? На самом деле государственные символы БНР имеют прямое отношение к истории нашего государства. Мы решили посмотреть на их историю подробнее.

О гербе «Погоня»
Вполне логично, что основатели Белорусской Народной Республики решили опираться на исторические традиции ВКЛ. В связи с этим вполне логично, что без каких-либо сомнений и лишних дискуссий выбран был именно герб «Погоня».

Некогда давно еще во второй половине четырнадцатого века «Погоня» была выбрана в качестве государственного герба Великого княжества Литовского. Между тем, первое ее изображение известно и с ранних более времен. К примеру, в 1330 году, когда Рига и Полоцк подписывали договор, князь Полоцка на этом договоре оставил любопытную печать с изображением всадника с мечом, повернутого в левую сторону.

Также подобный всадник красовался на печатях Витовта и Ягайлы. Именно с той поры «Погоню» начали называть официальным символом княжества.

Между тем, в традиции белорусов у «Погони» более широкое культурное значение. Даже само данное слово «погоня» в языке многозначное. Означает оно и болотистые низины и «паганіцыю» - звезду, рассвет, утро. Можно в этом гербе даже увидеть мифологическое значение. Всадник красного цвета является символом славянского бога Ярилы или Перуна, а фон белого цвета можно назвать символом воды.

Как бы своеобразным продолжением данных традиций и был выбор в 1918 году в качестве государственного герба именно Погони. Хвост у лошади при этом изначально поднят был вверх, однако деталь данную чуть позднее позаимствовали в Литве. В Беларуси с 1991 по 1995 пришлось вниз опустить хвост лошади.

О бело-красно-белом флаге
Возраст у бело-красно-белого флага согласно историческим документам не такой значительный, как у герба «Погоня». Есть версии, согласно которым история данного флага насчитывает чуть ли не шесть веков, однако данный факт не подтверждается документально.
Одна из версий утверждает, что в родовой библиотеке братьев Луцкевичей хранился Аль-Китам, в котором имелась информация о том, что те татарские хоругви, которые на Грюнвальд привез Витовт, как раз выступали под знаменем данного цвета. Если эта версия верна, то флагу действительно больше шесть сотен лет. Между тем, упомянутый данный Аль-Китаб, видели который по свидетельствам еще в 1930 году, сегодня не сохранился. Некоторые утверждают, что это была легенда, которую придумали Луцкевичи для популяризации нового флага с помощью фигуры всеми любимого князя Витовта. Так это или нет сегодня подтвердить или опровергнуть сложно.

По второй версии в данной битве князь снял пропитанную кровью белую повязку и под данным «флагом» стал вести к победе свои войска. Между тем многие исследователи утверждают, что в нашем фольклоре подобных легенд нет.

Уже третьей версией мы отсылаемся по времени не так далеко – в конец девятнадцатого века. Ленточки бело-красно-белого цвета якобы носили в Петербургском университете члены так называемого студенческого Белорусского кружка. Данную версию исследователи, кстати, также называют маловероятной.

Создателем именно современного бело-красно-белого флага называют архитектора Клавдия Дуж-Душевского. В 1917 году во времена Февральской революции к нему обратились представители беларусских организаций с просьбой придумать для национального движения флаг. Предложено было несколько вариантов, однако из них выбран был именно этот. Когда именно сделали данный эскиз – сегодня говорить уже сложно.

Уже публичная первая «демонстрация» флага была в весну 1917 у здания Белорусского общества для помощи пострадавшим от военных действий. После этого флаг стал шире распространяться. Его даже носили на фронтах в Первую мировую войну белорусы для того, чтобы как-то узнавать своих.

Именно этот флаг был на Всебелорусском Первом съезде. Официальным символом флаг стал в 1918 году 5 августа.
Колористика флага позже объяснялась не только историческими легендами о Витовте, но и народной культурой, в которой сочетание белого и красного стало своеобразным генетическим кодом. Именно в таком цвете народ украшал одежду, рушники и многое другое.

О гимне «Ваяцкий марш»
Гимн для БНР выбрали позже всего – аж в 1920 году, когда БНР прекратила существовать, а само руководство оказалось изгнано. Не удивительно, что в качестве гимна выбрали именно песню солдат Слуцкой первой бригады во время восстания в Слуцке (случилось в 1920 году для борьбы с большевизмом).

Тэкст гімну «Ваяцкі марш»

Мы выйдзем шчыльнымі радамі
На вольны родны свой прастор.
Хай воля вечна будзе з намі,
А гвалту мы дамо адпор!

Няхай жыве магутны, смелы
Наш беларускі вольны дух.
Штандар наш бел-чырвона-белы,
Пакрый сабой народны рух!

На бой! За шчасьце і за волю
Народу слаўнага свайго!
Браты, цярпелі мы даволі,
На бой — усе да аднаго!

Імя і сілу беларуса
Няхай пачуе й убачыць той,
Хто смее нам нясці прымусы
І першы выкліча на бой.

Браты, да шчасця мы падходзім:
Хай гром грыміць яшчэ мацней!
У крывавых муках мы народзім
Жыццё Рэспублікі сваёй!


Любопытно сегодня то, что среди трех потенциальных претендентов на роль гимна данного «Ваяцкого марша» не было вообще. Сам марш написали в 1919 году. Уже в октябре 30-го он был опубликован в газете «Вольная Беларусь». Автором стал Кравцов Макар (28 лет) – выпускник учительской Свислочской семинарии. Музыку написал Теравский – фольклорист, композитор и дирижер. Оба автора гимна позднее оказались в руках НКВД. Судьба Кравцова неизвестна (есть версия, что он скончался на допросах), Теравский же был расстрелян.
31-03-2018, 19:15
Автор: Djoy
Просмотров: 276
Рейтинг:
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.