Метрополитен Минска по возрасту можно назвать сравнительно молодым и не очень крупным, однако даже не смотря на эти факты у метро столицы нашей республики есть свои загадочные места, которые овеяны легендами и городскими слухами. Среди этих мест закрытые переходы и вестибюли, пустоты между станциями, служебные тоннели.
«Не резиновая» столица и строительство метроСегодня Минск смело можно назвать самым разрастающимся городом нашей страны, однако мало кто знает, что в семидесятые для того, чтобы выиграть тендер на строительство метро среди десятков городов СССР, Минску нужно было насчитывать миллион жителей для того, чтобы строительство было «эффективным». До миллиона не хватало около ста тысяч жителей, и по легенде на одном из партийных собраний решили набрать жителей из регионов. Как происходило это конкретно даже сегодня остается тайной, однако в 1975 году в Минске все-таки родился тот самый миллионный житель. Уже в 1977 подписано было решение о постройке метро.
Об участке тоннеля, проложенном на поверхностиСамо по себе метро Минска не глубокое. Совсем немного перегонов и участков (к примеру, между «Октябрьской площадью» и «Площадью Победы») могут похвастаться глубиной в двадцать пять метров. Между тем в городе можно найти одно место, где строителям метро не пришлось спускаться под землю вгрызаясь в грунт лопатами, а тоннель проложили прямо на поверхности. Участок этот – часть перегона между станциями «Тракторный завод» и «Пролетарская».
Если на «Пролетарской» выйти и пойти по улице Судмалиса на восток, то минут через десять можно очутиться на ничем не примечательном на первый взгляд пустыре. Если пройти вперед немного и оглядеться по сторонам, то можно понять, что находишься на возвышенности вытянутой в длину. Если идти по данной тропе, можно внезапно ощутить легкую вибрацию – электропоезда несутся прямо под ногами.
Протянулся данный холм где-то на пол километра, заканчивается он автомобильной стоянкой, которая располагается параллельно Клумова. О том факте, что близко располагается метро, напоминает здесь вентиляционная шахта.
Под речкой Слепянкой проходка метростроителям представлялась занятием достаточно тяжелым. По этим причинам принято было решение вывести тоннели на поверхность, затем основательно их засыпать землей. Строительство вышло максимально экономным и при этом без лишних трудовых затрат.
Станция метро «Пролетарская» и закрытый вестибюльКак только поезда приезжают на станцию метро «Пролетарская», все пассажиры спешат к западному краю платформы. Выхода на восточном нет – можно увидеть лишь скульптуру бравого пролетария и мраморную стену. Пусть эта основательная стена и выглядит глухой, однако все совсем не так. За этой стеной расположился вестибюль, есть будка контролера и кассы. Создано это было при строительстве второй линии.
Ступеньки выхода на поверхность привести некогда могли во двор по улице Судмалиса к трехэтажному дому номер пять. Сейчас это уже старое общежитие спецстроя. Законсервированный вход на линию метро совсем на себя не похож. Сегодня он напоминает больше спуск в укрытие защитной гражданской обороны. Заварены наглухо металлические двери, и наверное редкий прохожий догадывается о том, что это вход в метро.
Почему же этот второй выход не используют? Строили его, скорее всего, с заделом на будущее, а на данный момент ради нескольких трехэтажных старых домов нет смысла. В этом направлении пассажирский поток будет минимальный.
Точно такая же ситуация сложилась со вторым входом станции метро «Борисовский тракт». Заграждение при этом в сравнении с заграждением на «Пролетарской» больше похоже на временное.
Обращается закрытый сегодня вход второго выхода станции к долгострою «Футурис». Инвесторы из-за рубежа запланировали построить здесь целый высотный комплекс на данной безлюдной окраине столицы. Однако позднее между бизнесменами начались какие-то разногласия, и больше года стройка уже не двигается. Неприметный выход из метро ждет пока своего часа открытия.
Один действующий вестибюль найти также можно на станции «Спортивная». Городские власти подсчитали, что на данной станции пассажирский поток пока слишком маленький, чтобы сооружать дополнительно второй выход с эскалатором в десять метров. Построен по данным причинам был лишь аварийный выход. Вестибюля также здесь нет, между тем проектировщики уверили – если необходимость во втором выходе появиться, вполне можно будет реконструировать пока служебные помещения и его сделать.
Две линии метро и служебный тоннельПеред выездом со стороны от «Площади Победы» на станцию метро «Октябрьская» поезд всегда слегка замедляется, и, если стоять справа и рассматривать провода, можно увидеть нечто необычное. Тоннель раздваивается и расширяется – непонятно куда уходят еще одни рельсы. Существует также любопытный городской слух о том, что тоннель этот ведет к засекреченной ветке метро.
Никакого секрета на самом деле тут нет. Существует под Октябрьской площадью соединительный служебный тоннель с длиной примерно в 250 метров. Тоннель ночью дает возможность с одной линии метро на другую перемещать поезда для отправки в депо.
Днем по этому тоннелю поезда не ездят, хотя чисто теоретически машинист может вполне объявить на станции «Площадь Победы» о том, что следующая «Немига». Пассажиры же с недоумением обнаружат себя на Автозаводской линии метро.
Станция метро «Октябрьская» и турникеты в никудаЕще одно место метро Минска вызывает у жителей города вопросы – на общем вестибюле станций «Купаловская» и «Октябрьская» разместились неработающие старые турникеты. Если пойти от эскалатора, то они будут по левую руку, за ними же наглухо закрытые двери. Что можно найти за ними? Есть версия, что при строительстве станции «Октябрьская» запланировали сделать в Александровский сад выход, однако так его и не доделали из-за небольшого потока пассажиров. Противоречит данной версии тот факт, что здесь поставлены были турникеты. Зачем их ставили, если нет выхода? Есть другая версия – находится за дверями тоннель, который под станцией «Октябрьская» соединялся с торговым центром.
Пустота между «Фрунзенской» и «Молодежной»Когда состав едет к «Фрунзенской» с «Молодежной», справа в середине перегона можно заметить пустоту. Тут также все достаточно просто. Когда строилась вторая линия, сделали задел для служебного соединительного тоннеля для третьей линии. Ясно, что на первых этапах на третьей линии своего депо не будет, поезда же нужно будет как-либо обслуживать. Подземный будущий тоннель будет соединять станцию метро «Площадь Франтишка Богушевича» и вторую линию между «Фрунзенской» и «Молодежной».
Мифическая станция метро «Комсомольская»Легенду о недостроенной «Комсомольской» станции, пожалуй, можно назвать самой известной. Планы о постройке ее возле здания КГБ совсем не слухи, а исторический факт. Редкий документ – первую схему метро от 1975 года – выложил в доступ минчанин Зеленков Вадим. Как он сам отметил, схему эту где-то давно сумел раздобыть его отец, и даже не смотря на плохое качество документа можно отметить, что данная станция была здесь запланирована.
Почему же ее так и не построили? Скорее всего, самым главным аргументом против стал короткий перегон между станциями.
Станции «Волгоградская», «Центральная площадь», «Социалистическая»
Совсем не все станции метро Минска могут похвастаться тем, что сохранили еще проектные имена. К примеру, станция «Московская» называться должна была «Волгоградской», так как построена была возле Волгоградской улицы.
Между тем власти Минска еще в 1980 году решили переименовать часть проспекта Ленина от Волгоградской улицы в Московский проспект. Станция получила своеобразный интерьер и новое имя, проспект же в итоге так и не переименовали. До сих пор приезжие и некоторые минчане путаются – улица Московская и станция «Московская» в разных уголках города. Кстати, в проекте станция «Институт культуры» называлась «Московской».
Станция «Академия наук» могла носить название «Академическая», «Октябрьская» - «Центральная площадь», «Фрунзенская» - «Юбилейная». «Пролетарская» также могла носить название железнодорожной станции рядом – «Минск-Восточный».
Многие минчане также помнят наверняка споры, которые разгорались вокруг станции «Раковская». Начало спорам положил кто-то на форуме Мингорисполкома отмемив при этом, что название «Раковская» вызывает ассоциации с раковой опухолью. После долгих дискуссий станция за два года до официального своего открытия переименована была в «Спортивную».